Главная Тезисы Реабилитация и санаторно-курортное лечение Медицинская реабилитация у детей с заболеваниями и травмами опорно – двигательного аппарата

Медицинская реабилитация у детей с заболеваниями и травмами опорно – двигательного аппарата

Медицинская реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или другими факторами. Цель реабилитации – возвращение больных и инвалидов к обычной повседневной трудовой деятельности, восстановление личностных качеств человека. ВОЗ дает такое определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов, приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Термин реабилитация происходит от латинского слова habilis – «способность», rehabilis – «восстановление способности». В Уставе ВОЗ определено, что здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия при отсутствии болезней или физических дефектов.

Восстановление здоровья заболевшего ребенка во всех системах, в том числе и функциональной, должно быть в центре внимания врачей-специалистов. Цель реабилитации у детей – не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня. Для достижения этой цели используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом обладают: физические упражнения, природные факторы (как естественные, так и искусственные), различные виды массажа, занятия на тренажерах, ортопедические приспособления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Медицинская реабилитация является неотъемлемой частью лечебного процесса, и именно от ее грамотного проведения во много зависит конечный результат любого лечения. Комплексное применение разнообразных средств реабилитации, в соответствие с планом восстановления здоровья и функциональной полноценности ребенка с заболеваниями опорно - двигательного аппарата, требует особого подхода к вопросам организации и методики.

Отечественный и зарубежный опыт восстановительного лечения имеет ряд основополагающих положений:

  • реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях специализированного учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, а также имеющего налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями;
  • реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя естественную и органическую часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение;
  • процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто максимальное восстановление здоровья ребенка;
  • реабилитация на каждом этапе носит комплексный характер;
  • индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применения средств, учитывающих особенности личности ребенка и своеобразие патологических и функциональных изменений;
  • конечная цель реабилитации – возвращение ребенка к обычным для него условиям жизни, учебы, а при необходимых изменениях – адаптация к новым условиям жизни.

Ребенок, возвращающийся после обычного лечения в детское учреждение, или в домашнюю обстановку, не может без затраты определенных усилий быстро адаптироваться к условиям, казалось бы, привычной для него жизни. Эти усилия не всегда приводят к успеху, и в ряде случаев возникает рецидив заболевания или новое заболевание. Следовательно, для полноценного восстановления здоровья ребенка с патологией позвоночника нужна качественно новая организация лечебно-ребилитационных мероприятий с широким использованием лечебно-охранительного режима, диетотерапии, фармакологии, ЛФК, массажа, физиотерапии и психотерапии. Весь процесс реабилитации ребенка с патологией опорно-двигательного аппарата можно разделить на три этапа: клинический, санаторный и адаптационный.

Первый этап реабилитации – клинический. На этом этапе обеспечивается не только восстановление функции опорно-двигательного аппарата, но и подготовка организма ребенка к следующему этапу реабилитации. Для решения этих задач могут использоваться и активные и пассивные средства медицинской реабилитации. Это и психотерапия, и медикаментозное воздействие, и физиотерапия, и массаж, и разнообразные физические упражнения, тракционное лечение, гидрокинезотерапия, лечебная физкультура в бассейне. В случае, если ребенка предполагается лечить консервативно, то задача этих воздействий – максимально быстро снять болевой синдром, воспалительную реакцию, восстановить опорно-двигательную функцию позвоночника и мышц, его окружающих, то есть создать условия для полного восстановления здоровья ребенка. В случае, если ребенок будет оперироваться, то задача средств реабилитации – подготовить организм ребенка и его мышцы к оперативному лечению, а затем в максимально короткий срок восстановить функцию мышц ребенка, его психоэмоциональный статус, научить ребенка и его родителей самостоятельно пользоваться средствами медицинской реабилитации, как образ жизни.

Решение этих задач, конечно, требует тесного взаимодействия и сотрудничества врачей многих специальностей: это и ортопеды-травматологи, вертебрологи, невропатологи, педиатры, врачи ЛФК, физиотерапевты. Огромную роль в решении этой задачи играет квалифицированная и слаженная работа инструкторов ЛФК, массажистов. Важно, чтобы реабилитационные программы лечения пациентов составлялись индивидуально, с разумным чередованием фаз нагрузки и отдыха. Продолжительность этого этапа зависит от тяжести состояния пациента, от травматичности оперативного вмешательства и адаптационных возможностей организма.

Второй этап реабилитации – санаторный. Этот основной этап реабилитации ребенка с заболеваниями и травмами позвоночника проводится в специализированном санатории. Этот этап заключается в подключении функционально-тренирующих мероприятий, лечебно-тонизирующих факторов внешней среды. Специалисты специализированного санатория разрабатывают индивидуальные программы для каждого из пациентов с учетом его возможностей и физического состояния. Комфортабельные условия, в которых проводится этот период реабилитации, являются гарантом его успеха. Существенную роль в оценке результатов санаторного лечения играет наличие у ребенка положительных эмоций, хорошего самочувствия, нормального сна и аппетита.

Третий этап реабилитации – адаптивный. На этом этапе происходит активное восстановление опорно-двигательной функции позвоночника, мышц, обеспечивающих возврат ребенка к обычным для него условиям жизни и учебы. Адаптивный этап реабилитации может проводиться и в специализированном центре. Содержание реабилитационных мероприятий определяется состоянием здоровья ребенка и степенью адаптации функции опорно-двигательного аппарата. Завершается этот этап восстановлением здоровья или достижением максимальной компенсацией функций позвоночника и опорно-двигательного аппарата в целом.

Для обеспечения медицинской реабилитации детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата необходима преемственность между специализированными медицинскими учреждениями, поликлиниками и санаториями. На практике это оказывается достаточно большой проблемой. Существуют сложности как в своевременном направлении детей поликлиниками в специализированные стационары, так и в последующем санаторно-курортном этапе реабилитации, после лечения в специальных ортопедотравматологических клиниках. Эти проблемы могут и должны решаться. Хорошим примером тесного сотрудничества между специализированным стационаром и санаторно-курортным лечением является сотрудничество между ИППС имени М.И.Ситенко и санаторием «Орленок», на базе которого создано отделение для спинальных больных.

Отдельно стоящей проблемой является создание реабилитационных клиник для детей с заболеваниями и повреждениями позвоночника, где работали бы специалисты всех специальностей, в том числе психологи и психотерапевты, для достижения максимального положительного результата.

Анотація. Розглянуто проблеми реабілітації дітей із захворюваннями опорно-рухового апарата. Запропоновано комплексне використання різноманітних засобів реабілітації відповідно функціональним можливостям дітей та плану відновлення здоров΄я, що вимагає особливого підходу до питань організації та методики лікування. Розглянуто три основних етапи відновлення: клінічний, санаторний та адаптаційний. Запропоновано створення реабілітаційних клінік для комплексного лікування та реабілітації дітей із захворюваннями опорно-рухового апарата.

Summary. In article the problems of children rehabilitation with orthopedics pathology are shown. It is important to use all facilities of rehabilitation to access the best result. Specific of every rehabilitation stage are shown.

Маколинец В.И., Стауде В.А.
ГУ "Институт патологии позвоночника и суставов им. проф. М.И.Ситенко НАМН Украины

 

Информация на данном сайте не является руководством к самолечению!
Консультация с лечащим врачом - обязательна!