Главная Тезисы Организационные вопросы подготовки кадров Концепция преподавания травматологии и ортопедии на современном этапе

Концепция преподавания травматологии и ортопедии на современном этапе

Участие Украины в Болонском процессе и переход к преподаванию травматологии и ортопедии согласно принципам Европейской кредитно-трансферной системы ставят перед профильными кафедрами медицинских вузов нашей страны ряд новых актуальных вопросов. Следует определить, что уровень подготовки выпускников медицинских вузов по травматологии и ортопедии не в полной мере отвечает современным требованиям к квалификации молодых специалистов, предусмотренных перестройкой высшей школы. Актуальность этой проблемы обостряется повышением уровня травматизма а удельный вес неудовлетворительных последствий лечения травмированных не имеет тенденции к снижению.

Додипломная подготовка будущего врача любой специальности по травматологии и ортопедии занимает важное место в приобретении им базисных знаний. По существующей на сегодняшний схеме она начинается на 2-м курсе, где на кафедре общей хирургии студентов знакомят с вопросами общих принципов лечения повреждений опорно-двигательной. С где какими вопросами детской травматологии и ортопедии студентов знакомят на кафедре детской хирургии. Ни первая, ни вторая кафедры, как правило, не имеют соответствующих клинических баз и достаточно компетентных в этих вопросах педагогических кадров, что приводит к сугубо теоретического знакомства с важными аспектами нашей дисциплины.

Дальнейшее овладения специальностью осуществляется на 5-м курсе на кафедре травматологии и ортопедии в пределах отведенных учебной программой 52 аудиторных часов. За это время, учитывая объем материала, возможно только получить общие представления по специальности и не может быть и речи о серьезном достояние практических навыков и умений студентами. Это усугубляется еще тем, что численность студентов в академических группах достигает 12-15 человек и делает невозможным посещение многих лечебно-диагностических подразделений (операционной, перевязочной, гипсовального кабинета и т.д.), исключает возможность индивидуальной работы преподавателя с каждым студентом.

В прошлые годы на 6-м курсе был цикл травматологии и ортопедии, что несколько исправляло ситуацию и позволяло студентам углубить теоретические знания и способствовало приобретению практических навыков и умений. Ликвидация этого цикла привело к тому, что в интернатуру по травматологии и ортопедии дипломированный врач приходит без необходимой как теоретической, так и практической подготовки и процесс формирования будущего специалиста значительно усложняется. К тому же полный объем знаний по травматологии и ортопедии, которые студенты должны продемонстрировать на лицензионных экзаменах "Крок-2", состоит из фрагментов учебных планов многих кафедр (общая, детская и госпитальная хирургия, нейрохирургия, неврология, факультетская и госпитальная терапия). Но на каждой из этих кафедр есть своя методология преподавания вопросов травматологии, вертебрологии, артрологии, что не способствует формированию у студентов системы знаний по лечению повреждений и заболеваний опорно-двигательной.

Такое состояние проблемы требует неотложного решения вопроса подготовки будущих специалистов по травматологии и ортопедии путем разработки концепции преподавания нашей специальности согласно принципам Европейской кредитно-трансферной системы. Исходя из этого целесообразно сконцентрировать преподавания учебных модулей, касающихся вопросов диагностики и лечения повреждений и заболеваний опорно-двигательной на кафедрах травматологии и ортопедии.

Разработанная концепция должна осуществляться, согласно идеологии Болонского процесса в 4 этапа. Первый этап - 2 курс (знакомство с основами специальности); второй этап - 5 курс (углубление знаний, овладение технически несложными навыками и умениями); третий этап - 6 курс (овладение теорией и практикой, что позволяет подготовить студента к работы в качестве врача общей практики); четвертый этап - углубление теоретических знаний и овладение навыками, необходимыми для получения сертификата специалиста после окончания интернатуры (способность к самостоятельной работе в качестве врача травматолога-ортопеда).

Проблемы дипломной и последипломной подготовки специалистов по травматологии и ортопедии и пути ее решения неоднократно обсуждались (XIII съезд травматологов и ортопедов Украины, 2001г., Всеукраинская научно-практическая конференция, 2001г.; Ежегодные совещания заведующих профильных кафедр медицинских вузов Украины, 2001 - 2006г.г.)

Конкретные предложения по улучшению подготовки специалистов и решения этих вопросов посылались Центрального методического кабинета МОЗ Украины и ответственных должностных лиц, но существенно ситуация не изменилась.

Считаем целесообразным реализовать разработанную концепцию этапного преподавания травматологии и ортопедии согласно идеологии Болонского процесса и требований Европейской кредитно-трансферной системы путем концентрации учебных модулей по вопросам диагностики и лечения повреждений и заболеваний системы опоры и движения на профильных кафедрах медицинских вузов Украины.

Д Д Битчук, А. Г. Истомин, В. П. Чайченко, М.Ф. Хименко, А. А. Марюхничю. 
Харьковский государственный медицинский университет, Украина

 

Информация на данном сайте не является руководством к самолечению!
Консультация с лечащим врачом - обязательна!